1. Выверните болты крепления крышек шатунов и отсоедините головки шатунов от шатунных шеек коленчатого вала.
2. Снимите маховик.
3. Выверните болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала в порядке, обратном затяжке при установке.
4. Снимите крышки 4 (рис. 469) коренных подшипников.
5. Снимите коленвал Skoda Octavia 7 и упорные полукольца 8 коленчатого вала.
6. Снимите вкладыши 1 с крышек коренных подшипников и со всех постелей в блоке цилиндров. Осмотрите вкладыши. Если на рабочей поверхности вкладышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.



Рис. 469. Блок цилиндров двигателя и коленчатый вал:

1 - вкладыш; 2 - звездочка привода масляного насоса; 3 - болты; 4 - крышки коренных подшипников; 5 - задающий ротор датчика частоты вращения двигателя; 6 – винт; 7 - коленчатый вал; 8 - упорные полукольца; 9 - блок цилиндров.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещается проводить какие либо подгоночные операции на вкладышах при снятии и установке коленвала.


7.  Осмотрите коленвал Шкода. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопряженных с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их замените вал.
8.  Измерьте микрометром наружный диаметр Dн коренных шеек. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяют по методике, изложенной для шатунных вкладышей. Номинальный расчетный зазор составляет  0,018-0,045 мм. Предельно допустимый зазор - 0,1 мм. Если фактический зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, были установлены. Если зазор больше предельно допустимого, замените вкладыши на этих шейках новыми, подобрав их по классу номинального диаметра коренных шеек коленчатого
9. Проверьте параллельность упорных буртиков средней коренной шейки коленчатого вала, если они непараллельны, вал погнут и должен быть заменен.
10. Промойте каналы коленчатого вала, для чего залейте в радиальные каналы бензин, предварительно заглушив их с одной стороны деревянными пробками. Выдержите не менее 20 мин и промойте каналы бензином, впрыскивая его резиновой грушей или медицинским шприцем. Деревянные заглушки удалите после промывки соединительных каналов. При необходимости повторяйте промывку до начала вытекания чистого бензина.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Промывку каналов коленчатого вала проводите в хорошо проветриваемом помещении и с использованием защитных средств.

11. Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников.

ПРИМЕЧАНИЕ
При снятии и установке коленвала вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой в постели.

12. Смажьте вкладыши моторным маслом.
13. Установите коленчатый вал в блок цилиндров
14. Установите упорные полукольца 8 средней опоры коленчатого вала.

ПРИМЕЧАНИЕ
Переднее упорное полукольцо устанавливают канавками в сторону передней части двигателя.

15. Уложите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.
16.  Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала.
17.  Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала.
18.  Установите крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.

19. Установите болты крышек и затяните болты моментом (26,5±2) Н*м в порядке, указанном на рис. 470.

ПРИМЕЧАНИЕ
Перед установкой болтов крепления крышек коренных подшипников коленвала Шкода Октавия, измерьте их длину от нижней части головки до торца. Если длина болта больше 75,3 мм, замените болт новым.



Рис. 470. Порядок затяжки болтов крепления крышек коренных подшипников коленвала Шкода.


20. Доверните болты крышек коренных подшипников на угол 45° в том же порядке.




21. Установите стойку с индикатором и проверьте осевой зазор коленчатого вала, он должен составлять 0,05-0,25 мм. Предельно допустимый зазор 0,4 мм. Если зазор превышает предельно допустимое значение, замените упорные полукольца коленчатого вала.
22.  Установите снятые детали в порядке, обратном снятию.

См. также: Отличный тематический клуб Pulse of the planet - новинки науки и техники. Дефектовка деталей.